МОУ "СОШ № 12" Г.ВОРКУТЫ
Республика Коми, г. Воркута
  • Профилактика буллинга

    Кто участвует в буллинге?


      Агрессор — всегда поклонник культа силы и насилия. Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению. Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев. Часто лжет. Присутствуют садистские наклонности.
      Жертва буллинга, ей может стать любой человек или ребенок.
    Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером.
      Защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
      Преследователь - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
      Сторонник – люди,находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
      Наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.


    Мотивами буллинга являются:

    • зависть; 
    • месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания); 
    • чувство неприязни; 
    • борьба за власть; 
    • нейтрализация соперника через показ преимущества над ним; 
    • самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей; 
    • стремление быть в центре внимания, выглядеть круто; 
    • стремление удивить, поразить; 
    • стремление разрядиться, «приколоться»; 
    • желание унизить, запугать непонравившегося человека.

      Типы буллинга

    • физический; 
    • кибербуллинг; 
    • психологический.

      Физический буллинг – это умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и другое физическое запугивание.
      Кибербуллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через средства электронных технологий - электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на webсайтах, а также посредством мобильной связи. Такое намеренное многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе).
      Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. 
      К этой форме можно отнести: 

    • вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.); 
    • обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении); 
    • запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо); 
    • изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом); 
    • вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть); 
    • повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).

    Последствие буллинга

      Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место:физический или психологический. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь.
      Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора и на зрителей. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида.
      Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте.
      У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.

    Мифы о буллинге

      1. Травля является нормальной составляющей взросления.
      Как и другие формы насилия, травля не является нормой.
      2. Учителям легко разобраться, кто в классе обидчик, а кто - жертва травли.
      Действительно, учителя быстро замечают наиболее заметные признаки травли, связанные с физической и словесной агрессией. Менее заметные, косвенные формы травли не бросаются в глаза, о них можно узнать только от участников или случайно.
      3. Есть такие дети, которых обязательно будут травить, в какой бы социальной группе они ни оказались.
      На самом деле, травля является характеристикой не ребенка, а коллектива. При таком подходе агрессор получает поддержку своей агрессивности, а тот ребенок, которого преследуют, оказывается снова отверженным. Такое послание подразумевает, что опыт отвержения будет сопутствовать ему всегда.
      4. Травля происходит в любой социальной группе.
      Травля происходит обычно в той группе, в которую участники попали недобровольно или случайно, без возможности выбора и выхода из нее по
    собственному желанию. Вероятность травли сильно снижается, когда формирование группы происходит с опорой на интересы, потребности и
    индивидуальные особенности участников.
      5. Травля происходит потому, что ребенок чем-то отличается.
      Риск оказаться в ситуации травли теснейшим образом связан с внутренними факторами, проявляющимися вовне, в поведении ученика: потеря контроля над ситуацией (слезы, испуг, беспомощная злость, подозрительность), страх, тревожность, низкая самооценка, недостаточное развитие социальных умений и навыков.
      6. В ситуации травли задействованы две роли: обидчика и жертвы.
      Практически всегда у ситуаций травли есть свидетели: это одноклассники, дети из других классов. Поведение свидетелей чрезвычайно важно для
    преследователя и жертвы. Малейшее одобрение преследования (внимательное наблюдение, улыбка, подначивание, повторение дразнилок) усиливают страдания жертвы и служат важным фактором подкрепления для агрессора. В то же время любые действия по неодобрению травли, попытки защитить жертву имеют важнейшее значение для ребенка, которого обижают.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie