МОУ «СОШ № 12» г.Воркуты
Республика Коми, г. Воркута
  • ОРКСЭ

    Информация о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
    В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:
    • «Основы православной культуры»;
    • «Основы исламской культуры»;
    • «Основы буддийской культуры»;
    • «Основы иудейской культуры»;
    • «Основы мировых религиозных культур»;
    • «Основы светской этики».

    Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника.
    В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.
    Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?
    Вопрос, вынесенный в заглавие, происходит от другого вопроса: почему в своей стране мы живем, словно чужие, не в ладу с собой и другими, скудно питаясь от своих честных трудов? Все есть в России: несметные природные богатства, обилие земли, богатейшая история и культура, образованное, культурное, законопослушное население, все еще сохраняющие передовые мировые позиции наука и образование, демократические права и свободы, гарантированные Конституцией, вся необходимая для гражданского общества и продуктивной экономической деятельности правовая система. Но чего-то не хватает, из-за чего, при наличии всех необходимых условий, нашу страну пока только условно можно отнести к цивилизованным, высокоразвитым государствам, с благоприятными условиями для жизни человека. Недостает нам нравственности в душе и морали в обществе.
    Почему новый предмет вводится на «стыке» начальной и основной школы?
    В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и продлится примерно до 12 лет. Младший подростковый возраст (учащиеся IV-VI классов) – один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребенок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребенка и семью не всегда позитивное воздействие. Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому. Подростковый возраст – стадия развития личности между детством и взрослостью – качественно новый этап в развитии школьника, который характеризуется изменениями, связанными с началом полового созревания и вхождением во взрослую жизнь. В это время происходит становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, сложных форм мыслительной деятельности, абстрактного, теоретического мышления, появляется мужской и женский взгляд на мир, активно развиваются творческие способности. Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе, существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний.
    Что будут изучать дети в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»?
    Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий и основы светской этики. Каждый из модулей разделяется на 4 блока. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Основы традиционных религий и светской этики (16 часов). Традиционные религии и этика в России (13 часов). Духовные традиции многонационального народа России (4 часа). Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию. Для такого утверждения есть основания.
    Практические советы о том, как родители могут помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

    Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

    Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Ее задача – создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. На уроках педагоги будут беседовать с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения. Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нем, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

    Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

    Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.
    Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.
    Уделите время ребенку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка, у Вас будет что добавить к их содержанию. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

    Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

    Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребенок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами.
    Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.
    Если простая игра складывается, пробуйте ее усложнить. Содержание разных модулей отчасти согласовано по ценностям: Отечество, культура, семья, человек, общество и др. Приобретите дополнительно или ксерокопируйте в школьной библиотеке для себя еще один учебник по новому предмету. Познакомьтесь с его содержанием. И Вы сможете вступить в диалог с ребенком уже не только как родитель, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как представитель другого мировоззрения. Например, Ваш ребенок изучает модуль, «Основы светской этики», а Вы знакомы с содержанием учебника по модулю «Основы буддийской культуры». Это даст Вам возможность вместе с ребенком обсуждать мировоззренческие вопросы с разных точек зрения. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Не жалейте сил и времени для Вашего ребенка, учитесь вместе с ним.

    Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

    Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики предмета сделали все, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.
    Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу.
    Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. Проведение эксперимента предусматривает, что в школе будет проходить психологическая диагностика процессов нравственного развития учащихся. Обратитесь за консультацией к школьному психологу. Вместе выясните причину и устраните ее.

    Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.
    Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит. он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.
    И, все же, для чего нужны моральные нормы?
    Своего ребенка, особенно, если он еще мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь все понятно, и мы знаем, как уберечь ребенка от поступков, которые могут причинить ему вред.
    Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое - убивать. Личность человека живет в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребенка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.
    О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.
    Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную жизнь (таков религиозный взгляд), а его личность живет в сознании тех, кого он любил, и кто продолжает любить его. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго.

    Творческие работы учащихся.
    02 мая 2019, 12:16

    Проект: "Леди, рыцари" Сквирская Дарья Проект: "Свобода и выбор" Романов Никита

    Электронные образовательные ресурсы по ОРКСЭ

    Перечень образовательных Интернет – ресурсов, рекомендованных для использования в работе при введении  учебного курса ОРКСЭ.

    Информационно-методическое сопровождение субъектов Российской Федерации по введению учебного курса ОРКСЭ осуществляется через федеральный портал www.orkce.org .

    Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, светской этики представлены на тематических интернет-сайтах:

    • Федеральный       центр       информационно- образовательных       ресурсов http://fcior.edu ;
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu .
    • http://orkce.apkpro.ru/ - сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовно-нравственной культуры народов России
    • http://www.religio.ru/ - Мир религий 
    • www.gmir.ru - Государственный музей истории религии
    • http://www.musei-online.blogspot.ru/search/label/Россия - сайт «Музеи онлайн» с виртуальными экскурсиями по музеям мира, представлено 16 музеев России.
    • https://www.ethnomuseum.ru - сайт Российского этнографического музея.
    • http://www.culture.ru - сайт «Культура. РФ», гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о наиболее значимых событиях, народных традициях, памятниках нашей страны.
    • http://www.artclassic.edu.ru/ - коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю.
    • http://www.rsl.ru/ - сайт российской государственной библиотеки. 
    • http://www.eart.by.ru - иллюстрированный словарь по искусству.
    • http://www.artcyclopedia.com - иллюстрированная энциклопедия по искусству.
    • http://www.bibliotekar.ru/rossia/index.htm - электронная библиотека
    • http://sokrnarmira.ru - библиотека народной мудрости: мифов, сказок, притч, легенд, былин, пословиц и поговорок.
    • http://parables.ru/main-17.html - детские притчи 
    • http://pritchi.ru – притчиХочу такой сайт
    • http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства - галереи, история искусства.
    • http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям. 
    • http://www.cbook.ru/peoples/ - электронная энциклопедия «Народы и религии мира».
    • http://www.huntfor.com/arthistory/ - энциклопедия по истории изобразительных искусств.
    • http://www.ethnology.ru - сайт «Этнография народов России» с материалами по этнографии.
    • http://www.rusnations.ru - мультимедийный проект «Лица России», созданный для знакомства с культурой разных народов России.
    • http://russia.yaxy.ru - сайт «Великая страна» содержит сведения по географии, истории и культуре народов России.
    • http://www.smallbay.ru/— галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология, библиотека, фото.
    • http://www.culturemap.ru/— культура регионов России. 
    • http://www.artnet.com/— ссылки на сайты галерей всего мира, каталог художников.
    • http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ - материал (презентации, разработки уроков) по основам православной культуры
    • http://muzlo.at.ua/publZ4 - анимированные истории Ветхого завета, мультсериал «Моя первая Библия»
    • http://skazanie.info - библиотека мифов и сказаний разных народов мира, в том числе народов Урала и Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, славянского мира.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie